«Всё везде и сразу» я посмотрела практически сразу после премьеры. И долгое время порывалась написать отзыв, но всё время не получалось. Дело в том, что фильм мне не просто понравился, я была в восторге, но что-то такое шкрябало, что-то не давало занять однозначную позицию и сказать, мол, смотрите все, вау, вау, вау.
Знаю, модно брать фильмы со множеством наград и рассказывать, почему они переоценены и почему их награды — это всего лишь политика. Но это не мой случай. Я искренне верю, что «Всё везде и сразу» заслуживает каждую свою награду, и, возможно, заслуживает даже больше. Это великолепный фильм.
Начнём с того, что это вообще фильм. Во всём полноценном понимании слова фильм.
Вообще, на мой взгляд, довольно большая проблема кинематографа в том, что многие фильмы пытаются быть книгами. У них есть сюжет, персонажи, тема, проблематика — а кинематографичности нет. Эти фильмы спокойно можно пересказать, приложив пару постеров, фото актёров и скриншотов самых впечатляющих 3d-моделей — и всё, никто вообще ничего не потеряет. Особенно грустно, когда фильм подразумевался в общем-то про визуальную составляющую, про крутые бои, звездолёты, исторические костюмы или морские сражения — а по факту, получилась книжка с видео-иллюстрациями.
Во «Всё везде и сразу» случился кинематограф.
Конечно, можно пересказать сюжет, как-то же аннотации и описания пишутся к этому фильму. Но это будет даже не треть, а часть так десятая всех смыслов и наполнения фильма. Поворот камеры, освещение, костюмы — это всё не просто украшения, это часть повествования. Камера — такой же персонаж, как и сыгранные актёрами, разве что реплик у неё нет. Изменяющаяся физика боя и мира — часть повествования. Костюмы и окружения — не просто эстетика и маркетинг, а огромный пласт характеров персонажей. Фильм играет даже на контрасте глянцевых и не глянцевых сцен — и я не представляю, как нормально объяснить это в тексте.
При этом дело в общем-то не в фантастике, не в богатой графике и даже не в путешествиях по параллельным мирам. Можно совершенно прекрасно новелизировать новый "Аватар" или нового "Доктора Стрэнджа": туда пошёл, то сказал, вот этого ударил. Местами драйвово, местами красиво, ну ок.
«Всё везде и сразу» надо смотреть. Желательно, не отвлекаясь.
Сюжет у «Всё везде и сразу» тоже случился. И сюжет с одной стороны довольно безумный, а с другой — до дрожи обычный, социальный и бытовой.
Есть главная героиня. Она китайская мигрантка, вместе с мужем управляет небольшой прачечной — по факту тащит всё на себе и постоянно срывается на всех, пытается найти общий язык одновременно и с дочерью-лесбиянкой, и с отцом-пенсионером, не успевает заплатить налоги и вместе с семьёй оказывается на грани депортации из США. Отличный задел на мрачную социальную драму.
Внезапно героиня узнаёт, что существуют параллельные вселенные. В этих параллельных вселенных она живёт совершенно другие жизни, но может заимствовать оттуда способности, если совершит что-то необычное и глупое. А ещё по вселенным движется злая сущность, которую может остановить только главная героиня. Неплохая завязка бодрого фантастического боевика.
И вот в этом сочетании — невероятная привлекательность фильма. Дело в том, что фильмы про социальные проблемы в 99% случаев до унылости серьёзны, всё снято в приглушённых тонах, а актёры постоянно делают одухотворённые, волевые лица. И ты вроде бы и хочешь узнать о жизни мигрантов или погрузиться в непонимание поколений, но это всё больше похоже на строгий урок в школе, чем на отдых, поэтому список сильных и серьёзных фильмов ждёт своего часа уже который месяц.
Попкорновые приключенческие боевики же, наоборот, стараясь угодить всем, получаются максимально рафинированными, социальные проблемы заявляются чисто для фона или чтобы дать персонажам "глубину" парой сцен из мрачного прошлого. И в какой-то момент это всё тоже приедается, хочется каких-то идей помимо стандартного набора "семья хорошо", "дружба хорошо", "убивать людей — плохо".
Во «Всё везде и сразу» про семью, конечно, тоже есть. На мой взгляд, это вообще лучшее раскрытие темы семьи за последний десяток лет.
Но помимо этого фильм не забывает о заявленных проблемах, да ещё и обеими ногами лезет в философию. Что делать, если не можешь найти смысл жизни? Что делать, если смысла вообще нет? Что значит быть близкими людьми? Что вообще такое семья? Что такое сила? Что такое успех? Как понять друг друга? Как жить, если жизнь не сложилась?
На фоне герои едят помаду, клеят себе пластиковые глаза на лоб, превращаются в камни и раскидывают врагов с помощью кунг-фу. Всё это безумие можно просто с восторгом наблюдать, а можно разбирать и анализировать, выискивая метафоры.
А ещё это комедия положений: герои не всегда понимают, с какой версией собеседника говорят, не всегда понимают, что происходит и насколько всё серьёзно, а ещё вынуждены балансировать спасение мира и бытовые вопросы.
И всё это невероятно хорошо.
Единственное, что неприятно меня скребёт во всём этом, — это подход главной героини к жизни и кусочек морали, заложенной в фильм по этому поводу. Главная героиня — обычная женщина, которая тащит на себе и работу, и семью, и престарелого родителя, и отчётность для налоговой. Естественно, она периодически не справляется и постоянно на нервах. Потому что нельзя контролировать всё, везде и сразу. При этом у неё есть муж, улыбчивый, дружелюбный и прочее "будь проще и люди к тебе потянутся". Обычно я критикую фильмы за нереалистичность. Тут всё настолько реалистично, что аж неприятно, — я знаю очень много таких пар, и мне не нравится. И это всё даже не претензия, просто "осадочек остался".
По ходу фильма муж доносит до героини мысль, что иногда можно просто плыть по течению, иногда можно попросить о помощи, иногда просто поговорить, а иногда все проблемы может решить улыбка и доброе обращение. И это всё очень правильные идеи и мысли, они все мне очень и очень нравятся. Мне не нравится, что опять замученную работой, бытом, семьёй и прочими "сменами" женщину поучают, как жить. Да ещё и упирая на то, что она сама выбирает быть такой резкой.
Я верю, что уехать в США, выйти замуж, родить ребёнка — это её личный выбор. Но тащить всё на себе? Выступать посредницей между дедом и внучкой? Одновременно устраивать праздник и собирать документы для налоговой? Правда она это выбрала? Правда-правда? Или может быть дело в том, что больше никто другой всем этим не занимается? Она действительно выбрала быть резкой или от нагрузки и нервов у неё просто не получается быть мягкой? Или дело в том, что пока она не рявкнет, никто ничего по дому не делает?
Мне это сразу напомнило споры про "женщин, выбравших семью". Да, есть женщины, которые сознательно выбрали посвятить всё время ребёнку и семье, я таких знаю. Но есть огромное число женщин, которые просто выбрали родить ребёнка, а потом мужья этих женщин выбрали жить жизнью, как будто ничего не изменилось, и демонстративно объявлять, что дети — это не мужское дело, и дальше эти женщины могли хоть обвыбираться. Они просто взяли на себя ответственность. Есть ещё такая штука, помимо выбора.
Я слышала, что изначально главную роль предлагали Джеки Чану и главгерой должен был быть мужчиной. И если сценарий был таким же, то я бы посмотрела, вот правда с удовольствием бы посмотрела на мужчину, который тащит на себе работу, ребёнка и пенсионера, а жена сначала хочет с ним развестись, потом блаженно рассказывает о том, что нужно расслабиться и позволить себе отдохнуть, а в финале готовит кексики и решает этим один из основных конфликтов фильма. Но ещё я слышала, что сценарий сильно переписывали, чтобы подогнать под смену героя с мужчины на женщину, так что, думаю, объединяло бы героев разве что то, что они неудачники.
При этом идея-то правильная. И про то, что сила — это не значит гордо отказываться от помощи, и про то, что иногда нужно сделать остановку и передохнуть, и про то, что нужно беречь себя и окружающих, и про то, что надо стремиться любить и понимать.
И я всё же рада, что главную роль сыграла Мишель Йео, она невероятна в этом фильме. То, что она фактически сыграла несколько ролей, вообще приводит меня в восторг. Если кто-то скажет, что она получила свою статуэтку из-за антирасистской повесточки или попытки заигрываний с Китаем, я буду драться с этим человеком.
Мне нравится, что героиня Йео не просто сильна морально, но и временами сильная физически, смотришь на то, как эта женщина раскидывает врагов своим кунг-фу, и получаешь удовольствие. Я даже и не подозревала, как сильно мне не хватало кунг-фу-женщин в моей жизни.
Я редко пересматриваю фильмы, но этот явно хочу пересмотреть. И подозреваю, что замечу какие-нибудь детали, которые упускала при первом просмотре. И это тот фильм, который я точно буду рекомендовать.